Исследование NielsenIQ «Тренды косметики и ухода за собой 2024» показало, что с сентября 2023 года объемы продаж косметики и товаров по уходу за собой росли быстрее, чем весь рынок непродовольственных товаров. Для сравнения: общий прирост продаж непродовольственных товаров за указанный период на рынке FMCG составил 8,6% в денежном выражении, тогда как, например, категория «Уход за телом» выросла на 22,5%, «Очищение лица» — на 18,5%, «Уход за волосами» — на 13%, «Дезодоранты» — на 10,6%.
Одним из основных драйверов такого роста стало развитие онлайн-шоппинга. По словам специалистов, за последние 12 месяцев доля онлайн-продаж в категориях парфюмерии и косметики выросла почти на 8% и достигла 34,2%. То есть уже более трети товаров этих категорий покупается в онлайн-магазинах и на маркетплейсах. Потребители теперь ориентируются не только на цены, но и на сервис, качество и уникальный ассортимент. А интернет-площадки, как правило, предоставляют более широкие возможности для выбора товаров, в том числе косметики из премиум-сегмента, средств с витаминами и минералами, экологичной продукции — всего, что имеет отклик у современного покупателя.
Продажи косметики и уходовых средств в регионах увеличиваются в два-три раза быстрее, чем в Москве и Санкт-Петербурге. Связано это с экспансией федеральных торговых сетей, открывающих новые офлайн-точки, а также с развитием маркетплейсов и ПВЗ, в том числе в малонаселенных пунктах.
В 2022 году ассортимент непродовольственных товаров заметно сократился. Это запустило процесс развития небольших игроков, в том числе локальных. Как следствие, к 2024 году ассортимент средств по уходу за собой пополнился новинками. По данным NielsenIQ, самыми успешными из запустившихся в группе косметики и уходовых средств стали именно локальные производители, например, такие как My Muse (Grass) и Q’Men (ГК «Арнест»).
По данным INFOLine, в 2023 году рынок косметики, парфюмерии и товаров для ухода за лицом и телом вырос на 17,3% и составил 950 млрд рублей. По прогнозам, к концу 2024 года рост рынка вполне может составить не менее 16%, а его емкость может превысить 1,1 трлн рублей.